Расставание в аренде — маленькая боль

Несколько лет назад опубликовала пост как правильно наймодателю расторгнуть договор найма. Теория — это интересно. А что с практикой? Практика демонстрирует разные ситуации. Они не похожи друг на друга в силу различия участников арендных отношений. Да, имею в виду отношения в аренде между наймодателем и нанимателем. Вот одна история.

дом в Санкт-Петербурге

За месяц, согласно пункту договора найма о расторжении или продлении договора, арендодатель пишет сообщение нанимателю в вотсапе:

— Хотелось бы узнать ваши планы в отношении найма, остался месяц до окончания договора. Обычно стороны обсуждают за месяц. Как вы?

— У нас нет планов съезжать, — поступает ответ.

— Понятно. Тогда продлеваем? На какой срок?

— Давайте вечером с мужем обсужу и тогда вам напишу завтра.

—  Хорошо.

Ответ не поступил завтра. Он пришел через два дня после диалога в следующем виде:

— Добрый вечер. По поводу продления договора. Мы пока никуда не собираемся, но договор нужно подкорректировать. Касательно п.5.3.1. Мы живем все-таки уже больше года, поэтому если вдруг понадобится съезжать, то депозит возвращается. И в п. 5.8 сделать штраф за неуплату вовремя с 15 дня просрочки.

Чтобы понять то, что хотят арендаторы, владелец квартиры освежил в памяти названные пункты. Хотя в принципе они понятны из сообщения выше.

В стандартные договора найма обычно включают штрафные пункты как для арендатора, так и для арендодателя. Касаются они внезапного расторжения договора, ранее предусмотренного в договоре времени. В Москве договора заключаются на 11 месяцев.  Так вот пункт 5.3.1 в документе как раз описывает штраф для арендатора, если он съезжает ранее прописанного в договоре срока, то есть ранее 11 месяцев. Понятно. Своим требованием убрать штрафной пункт в договоре арендатор уже «кричит», что съедет раньше. Он уже знает об этом и не хочет потерять депозит. А владелец при их внезапном выезде может попасть на «мертвый» сезон. Волнует ли это нанимателя? Нет!

Еще. Арендодателю выгоден 11- месячный срок аренды. Возможно, интересно продление договора с прежним арендатором и на несколько месяцев. Так почему нанимателю не заявить о продлении на конкретный срок с сохранением всех имеющихся пунктов договора?

Пункт 5.8. упоминает штраф для арендатора, если он не выплатил арендную ставку в назначенный и письменно зафиксированный в договоре день. Просит отсрочку в 15 дней. Это завуалированный намек хозяину квартиры, что после продления договора будет платить как попадя. Задержка оплаты на 15 дней существенна на рынке аренды.

И тут знающий арендодатель может нафантазировать такую картину: наймодатели не платят 15 дней, половина депозита «съедена», можно им и уезжать, оставшаяся часть депозита покроет коммунальные платежи и не покроет совсем материальные убытки, если таковые будут в квартире: поломка мебели или техники, генеральная уборка квартиры и прочие детали в найме. Это убыток для арендодателя в таком случае. Да, убытки могут быть, но гораздо лучше их предусмотреть и минимизировать.

При чтении диалогов не нужно быть мудрейшим человеком. Все прозрачно. Арендаторы думают только о себе, требуя убрать из договора штрафные пункты, адресованные им. И оставляют в договоре штрафные пункты, направленные в сторону владельца жилья. В таком случае договор становится неуравновешенным: он позволяет арендатору делать что угодно, однако держит владельца в ежовых рукавицах. Справедливо? Нет, Конечно.

Аргумент арендаторов «мы живем все-таки уже больше года» слаб.

  1. Не живут больше года, с момента подписания договора прошло 10 месяцев.
  2. Арендатор может прожить и 10 лет, однако это не повод убирать из документа штрафные санкции, адресованные ему.

Вот поэтому арендодатель отказал в продлении договора найма этими конкретным нанимателям. Хитрецы!

Отношения в аренде — тонкий вопрос, как и любые отношения в жизни. Слушайте то, что вам говорит противоположная сторона, размышляйте над тем, что пишут в сообщениях. Делайте выборы, когда находитесь в уравновешенном состоянии. Из них следуют удовлетворительные решения.

Кстати, и агент не разрулит отношения в аренде, даже если участвовал в сделке. Владельцу жилья многие вопросы придется решать самостоятельно.

В аренде наниматели чаще проявляют слабые стороны личности не тогда, когда приходят на просмотр (все они лапки и душки на первой встрече :)), а при расставании или в течение срока договора. Иногда расставание — маленькая боль для каждой стороны.

Галина Парусова Domitalia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *