Примерно в 50 км от Феррары и в 20 км от Комаккьо, вдоль прибрежной Виа Ромеа, по которой в средние века путешествовали паломники, направлявшиеся в Рим, стоит Помпоза, аббатство в дельте реки По. Этот район, один из самых важных дельтовых парков в Европе, был включен в список объектов ЮНЕСКО с 1999 года, когда признание, уже присвоенное Ферраре в 1995 году, было распространено на территорию, включая дельту По. Ехали из аэропорта Тревизо, решили свернуть к Помпозе. Не удалось полное посещение, потому что был понедельник, нерабочий день. Адрес: via Pomposa Centro, 12, Codigoro, Ferrara, телефон 0533719119, по которому можно получить нужную информацию об аббатстве и приобретении билетов.
История Помпозы
Сегодняшняя Помпоза — это
- церковь,
- колокольня,
- некоторые помещения монастыря,
- Палаццо делла Раджоне.
Современная Помпоза — часть монастыря, который был крупным и могущественным в средние века, ориентиром для истории и культуры, центром духовности. Историки относят возникновение поселения монахов в Помпозе к VI-VII векам, когда здоровое и лесистое место, окруженное морем По-ди-Волано и По-ди-Горо, было островом. Местоположение благоприятствовало медитации и духовной работе. Монахи изучали «Основные правила бенедиктинского ордена».
Однако первые известия о Помпозе относятся к 874 году и касаются юридического спора между епископом Равенны и папством. Многочисленные акты, относящиеся к Х веку, свидетельствуют о жизнеспособности монастыря, который добился полной независимости как от Сальваторе Павийского, так и от Равенны в 1001 году по соглашению между Папой Сильвестром II и императором Отто III.
Пожертвования и привилегии увеличили экономическую мощь Помпозы также в соседних областях: Романья и Венето. В начале 1300-х годов аббатство, хотя уже находилось в кризисе, владело 49 церквями, разбросанными по различным епархиям центральной и северной Италии.
Первая половина XI века, в частности процветание аббатства Сан-Гвидо-дельи-Страмбиати (1008-1046), знаменуют собой период максимального великолепия Помпозийского монастыря, который часто посещали выдающиеся деятели истории того времени. В тот же период Гвидо д’Ареццо был монахом. Напомню, он открыл музыкальное письмо, которое до сих пор используется в музыкальном мире. В Ареццо есть площадь, названная в егго честь.
В свое время была известной утраченная библиотека аббатства, наполненная классическими, литературными и религиозными исследованиями. В аббатстве осуществляли гражданское правосудие, о чем свидетельствует здание Палаццо делла Раджоне, построенное на краю аббатства. Процветанию монастыря сопутствовало мощное конструктивное и художественное развитие: церковь, трапезная и капитул были богато украшены.
Начиная с течения реки По в Фикароло (1152 г.), территория острова Помпоза постепенно стала заболачиваться, климат превратился в нездоровый из-за присутствия малярийных комаров. Следствие — монастырь был оставлен в 1553 году монахами, которые были переведены в новый монастырь Святого Бенедикта Феррарского.
Восстановление аббатства осуществлялось итальянским государством начиная с конца XIX века, когда все здания были куплены государством и отреставрированы.
Помпозианский музей был основан в 1976 году. В большом зале бывшего общежития монахов собраны остатки скульптур и произведений искусства из истории аббатства.
Аббатство Помпоза
Комплекс аббатства состоит из трех частей: колокольни с церковью Санта-Мария, монастыря с пристроенными помещениями и Палаццо делла Раджоне.
Колокольня и атриум
Церковный комплекс с прямоугольным атриумом с тремя входными арками и знаменитой колокольней является визитной карточкой Помпозы.
Атриум не существовал на самых древних этапах строительства церкви: он был добавлен в период аббатства Гвидо, незадолго до нового освящения церкви, состоявшегося в 1026 году. Автором был магистр Мазуло.
На фоне типично средневековой облицовки из неправильного и полихромного кирпича симметрично расположены два окна-розы, закрытые перфорированными перегородками, а также зооморфные горельефы, чередующиеся с керамическими чашами, расположенными на высоте подъездных арок к порталу.
Строительство колокольни началось в 1063 году магистром Деусдедитом. Это прекрасный образец романского стиля: высота около 48 м, интерьер разделен на девять этажей, на которые можно подняться по 201 ступеньке.
Постепенное расширение проемов от одностворчатых окон при увеличении освещенности до двустворчатых, трехстрельных и четырехстворчатых окон по мере увеличения высоты. Это средство конструктивного облегчения служит усилению ощущения восхождения духа вверх.
Церковь Сан Мария ди Помпоза сегодня имеет план базилики с тремя нефами с многоугольной апсидой, типичный для среды Равенны. Многие иные внутренние структурные элементы родом из Равенны. Это свидетельствует о типично средневековой практике повторного использования ценных старых материалов в новых конструкциях. Повторное использование материалов видно в основании колокольни, например.
Интересен проход в правой части церкви:
В том виде, в котором интерьер церкви выглядит сегодня, полностью расписанный фресками, — результат, сформировавшийся на протяжении веков.
Хотя преобладание имеют фрески апсиды и центрального нефа XIV века, кое-где можно увидеть некоторые свидетельства убранства предыдущих веков и прочитать фрески в хронологическом порядке.
Украшение апсиды, работа Витале да Болоньи в XIV веке, изображает благословляющего Христа внутри Мистической Мандорлы с Богородицей справа, за которой следует толпа принцесс, девственниц, мучеников и аббата Андреа, заказавшего работу. Слева фигура Святого Архангела Михаила взвешивает души на двухчашечных весах.
В центральной полосе изображены святые Иоанн Креститель и святой Мартин среди евангелистов и учителей Церкви.
В нижнем регистре иллюстрируется история святого Евстафия.
Фрески центрального нефа церкви, разделенные на три ордера, относятся к периоду после постройки апсиды.
Сцены читаются по часовой стрелке от апсиды к входу в церковь: в верхнем порядке — сцены из Ветхого Завета, в среднем — сцены из Нового Завета. Младший порядок предназначен для цикла из Апокалипсиса.
Посещение церкви заканчивается предупреждением о Страшном суде, размещенным на контрфасаде.
Справа от церкви расположено помещение с крупными фигурами Мадонны с младенцем, Христа и святых:
Проведена реставрация:
Указан автор, проводивший реставрационные работы:
В углу фигура Христа:
Справа от статуи Христа стоит корзина, куда верующие могут положить записку с просьбами, обращенными к Богу, благодарностями. У основания расположено святое сердце Исуса Христа.
Напольная мозаика
Особого внимания заслуживает пол центрального нефа, выложенный мозаикой и опусами.
Он представляет собой сложное пространство, разделенное на четыре сектора, построенные между XI и XII веками, похожие на сектора многих венецианских церквей.
Самый старый сектор — тот, который расположен в пресвитерии. Он создан с помощью сочетания двух техник, типичных для византийской среды.
Второй сектор представляет собой большую часть с кругом в центре, от которого отходят четыре ветви креста.
Внутри большой панели находится небольшая мраморная плита, посвященная освящению церкви 7 мая 1026 года.
Далее, двигаясь к входу, расположена единственная фигуративная мозаика Помпозы. Сюжетом этого мозаичного панно являются животные и средневековые фигуры.
Фигуративная мозаика размещена в помещении, первоначально предназначенном только для монахов, а ближайший ко входу в церковь сектор создан примерно на столетие позже остальных.
Условия монашеской жизни
Как и в бенедиктинских монастырских комплексах, организация среды, в которой проходила повседневная жизнь, вращалась вокруг монастыря.
Это также видно в Помпозе, где вокруг того, что, должно быть, было главным монастырем, организованы помещения Капитула, Стилата и Трапезной.
Важно помнить, что то, что можно увидеть в комплексе аббатства Помпоза, — это то, что сохранилось с течением времени, но не отражает первоначальную конфигурацию ни монастыря, ни последующих изменений в постройках. Это видно по сохранившимся планам, относящихся к XVI веку.
Зал Главы
Дом капитула — место, где монахи собирались, чтобы читать и размышлять над главой Правила святого Бенедикта, отсюда и название.
Он расположен вдоль северной стороны церкви, а украшающие его фрески относятся к школе Джотто в Падуе и датируются полным XIV веком.
Напротив входа стоит внушительное Распятие, полное пафоса, изображающее Марию, теряющую сознание под крестом Сына, поддерживаемую Иоанном и одной из благочестивых женщин. По бокам изображены фигуры Святых Петра и Павла, а на боковых стенах изображены Святые Бенедикт и Гвидо внутри больших ниш и 12 пророков, по 6 с каждой стороны, окрашенных в монохромный цвет, как если бы они были статуями внутри фальшивой лоджии со средниками окон.
Трапезный зал
На южной стороне монастыря находится трапезная, представляющая собой комнату, в которой монахи вместе принимали дневную пищу.
Украшенные стены, на которых сохранились фрески, кажутся меньшими стенами, поскольку остальные серьезно пострадали в результате исторических событий аббатства.
На левой стене входа три сцены XIVвека, отмеченные четырьмя витыми колоннами, составляют иконографическую программу, призванную подчеркнуть функцию этого места.
В центральной сцене изображен Христос, восседающий на троне между Богородицей и Иоанном Крестителем, а по бокам — помпозийские святые — святой Бенедикт справа от Христа и святой Гвидо слева.
По бокам этой сцены расположены два изображения, имеющие общий контекст стола: слева — евангелическая Тайная вечеря, на которой апостолы расположены вокруг круглого стола.
Справа — чудо превращения воды в вино, выполненное Аббатом Гвидо . Это самое ценное изображение благодаря живости персонажей и вниманию к деталям. Сцена наиболее ценна, поскольку рассказывает о реальном эпизоде из истории Помпозы. Она присутствует в «Житии святого Гвидо», написанном помпозианским монахом, который был его подчиненным. У монаха-рассказчика часто гостил архиепископ Равенны Гебердо ди Эйхштетт. Последнему монахи предлагали пить вино, а благочестивый аббат Гвидо всегда пил воду. Однажды епископ захотел попить из кувшина Гвидо, и вода превратилась для него в вино, вызвав тревогу у епископа и его товарищей.
Помпозианский музей
Справа от церкви, в бывшем древнем общежитии, находится Помпозианский музей, куда можно попасть по двум лестничным пролетам и в котором хранятся наиболее важные экспонаты, относящиеся к истории аббатского комплекса.
Нынешняя планировка датируется 1976 годом и сохраняет многочисленные предметы из церкви, комплекса аббатства и окрестностей Помпосы в хронологическом экскурсе, который начинается с VI века и доходит до XIX века.
Ключевыми фигурами Помпозы являются аббат Гвидо и музыкант Гвидо.
Главным героем событий аббатства в период его величайшего великолепия является аббат Гвидо, живший между X и XI веками.
Родился в Равенне. После светского обучения он почувствовал прелесть жизни, посвященной Богу, и в Риме углубил свои церковные занятия. Затем он вернулся в знакомые ему места, узнав о духовной славе некоего Мартина, игумена Помпозы.
Под руководством Мартина Гвидо приступил к отшельнической жизни, но никогда не отвергал обычного мира, приняв с 1008 года назначение возглавить монастырь Помпоза.
Это годы, когда правовое положение монастыря радикально изменилось, перейдя от церкви Равенны к императорской власти, а затем к автономии благодаря благосклонности, которую Гвидо нашел у императора. Именно благодаря ему храм расширился.
Вокруг Гвидо собрался ряд известных деятелей культурной панорамы того времени: Бонифаций Каносский, отец Матильды, а также епископ Равенны Гебирд Эйхштеттский были двумя частыми посетителями аббатства. Первый хотел, чтобы его высекли в Помпозе, чтобы расплатиться за свои грехи, второй был нарисован в Трапезной комнате в знаменитом чуде превращения воды в вино.
Гвидо д’Ареццо экспериментировал со своей певческой практикой, которая произвела революцию в западном музыкальном преподавании. Он был монахом в Помпозе с 1013 года и здесь во времена аббатства своего тезки разработал новую систему нотной записи и исполнения. Она позволяла любому человеку читать и исполнять неизвестную на первый взгляд мелодию, ускоряя обучение и освобождение его от устной передачи.
Все колонны на первом этаже разные:
Мост, по которому визитеры идут к аббатству:
Интересны фигуры из найденных фрагментов деревьев: флейтист и гитарист.
Саксофонист и скрипач:
Представлены и фигуры животных:
Аббатство Помпоза достойно посещения. Открыто для туристов со вторника по воскресенье с 08.30 до 19.30. Билеты в кассе продают до 18.45. В воскресенье с 11 до 12 проводят святую мессу. Аббатство закрыто 1 января и 25 декабря. Бесплатное посещение предлгают 25 апреля, 7 мая, 2 июня, 10 — 11 сентября, 4 и 11 ноября.
Стоимость полного билета = 5 евро. С гидом 7 евро. В праздничные дни посетители платят 3 евро. Билеты можно купить как в кассе, так и онлайн.
Галина Парусова Domitalia