В конце прошлого года пересмотрела фильм «Гараж». Как далёк 1979 год. Люди внешне другие, хотя актёры, конечно, узнаваемы. Вроде бы смешной фильм. И во временном плане всего лишь короткий эпизод, которых тысячи в жизни. Конфликт, скандал, крики, слёзы, обиды, противостояния, интриги. Написала эссе по этому фильму. Взгляд на конфликтную историю с психологической точки зрения. Разделила на две части, публикую первую.
В переводе с латинского языка конфликт – столкновение. При этом сталкиваются противоположные интересы, взгляды, стремления, потребности. Встречается мнение, что конфликт – серьёзное разногласие, спор, приводящий к борьбе. Имеется и другое – разрешённый конфликт способствует изменениям. Рассмотрим конфликт на примере отечественного художественного фильма «Гараж», снятого в 1979 году режиссёром Эльдаром Рязановым по сценарию Э. Брагинского и Э. Рязанова. По сути фильм – одна крупная многочасовая сцена по решению главного вопроса, кто будет исключён из числа пайщиков гаражного кооператива. Рассмотрим её с точки зрения психологии конфликта.
Одна из составных частей конфликта – противоречие, проявившееся в фильме в противоположности интересов. Кроме того в картине члены гаражного кооператива разделились на две группы: исключённые изначально из числа пайщиков (четыре человека), поддержавшие их впоследствии (первой примкнула Малаева) и те, кого оставили среди членов кооператива на начало заседания. После потасовки по отбору ключей от двери изменяются стороны: к числу исключённых примыкают те, кто не одобряет такой ход дел. Противоборствующие стороны теперь практически равны.
Большинство участников проявляют активность в ходе заседания. Самые активные Хвостов, Аникеева, жена Гуськова, Сидорин, директор рынка Кушакова, тромбонист, жених, Малаева, Якубов, сын Милосердова, Марина, Наташа, профессор Смирновский.
В фильме отсутствует предконфликт, то есть латентный период, зритель видит собственно конфликт, предваряемый словами Сидорина о том, что «у нас остался маленький, но большой вопрос.» Собравшихся ставят перед фактом. Суть – через территорию, отведённую на гаражный кооператив, состоящий из 32 боксов и одного бокса под ремонт авто, должна пройти магистраль. Вследствие этого уменьшается количество боксов на 5 штук. Правление предлагает аннулировать бокс под ремонт. Но это мало облегчает ситуацию. Четыре человека должны быть исключены из гаражного кооператива. Правление использует манипулятивный ход «ссылка на авторитеты» – «всё согласовано с дирекцией и общественными организациями по охране животных» и исключает Хвостова, Гуськова, Фетисова, Якубова. Похоже, что эти люди ещё до собрания зарекомендовали себя в какой-то степени как «козлы отпущения». Можем предположить, что они застенчивые по характеру люди, не привыкшие к открытому противостоянию, достаточно вспомнить известную фразу из уст жены Гуськова – «как Гуськов, почему Гуськов» или «бесполезно» из уст Якубова на предложение Малаевой что-то делать против решения правления. Присутствует и формальный подход к выбору кандидатур на исключение. В частности в ходе разбирательств выясняется, что Якубов воевал, награждён, что было важно во времена СССР. А данный факт не учли при подборе кандидатур на исключение: не знали.
Предмет конфликта – место в гаражном кооперативе. Действия и чувства участников различны: гнев, агрессивное действие (жена Гуськова во время оглашения списка бросается к столу, выхватывает и рвёт списки), лирическое отступление (рассказ Фетисова о продаже деревенского дома с целью покупки машины), молчание, угроза (Фетисов: «Я до верхов дойду, я выведу вас на чистую воду»), наблюдение за другими, сосредоточение на себе и личных интересах (ветчина и курица, которые потекли, жених, рвущийся к невесте), волнение, нервозность, напряжение, тревога (кто-то постукивает пальцами, видно напряжённое ожидание на лицах многих), замечания за спиной выступающих, разговоры с обсуждением других (Карпухин и директор рынка обсуждают тему отцовства у сына Малаевой), демонстрационное удаление (директор рынка), обвинение (жена Гуськова директору рынка: «У вас бриллианты наворованные на ручке.», громкий протест, когда Хвостов стучит по столу, уход от конфликта (сон героя Э. Рязанова, беседы на личные темы между участниками заседания), попытка разобраться (Малаева: «Не совсем красиво получается»), оскорбления (Карпухин — Малаевой: «Отдай ключи, гадюка!»), переход на личности, крики, повышение голоса, претензии, агрессивные действия (хватают Малаеву, готовы обыскивать, толкаются, почти дерутся), приписывание плохого (Аникеева Хвостову: «Посмотрите, как у него глаза бегают», акцентирование внимания на своих заслугах: Аникеева рассказывает о том, как старалось правление на пользу кооператива.
Начало открытого конфликта – сцена, в которой Якубов заявляет о том, что в список включён Милосердов, не являющийся работником института, когда Хвостов ложится на стол президиума, когда Фетисов требует огласить список тех, кто включён в кооператив, но не работает в институте, когда Якубов заявляет, что только собрание имеет право решать, кто лишний в списке.
Далее происходит развитие конфликта. Оно напоминает волны. Видно, что в какие-то моменты конфликт стихает, но затем что-то происходит и конфликт продолжается. Например, когда выясняется, что директора рынка включили в протокол позднее, когда обнаруживают, что дверь заперта.
Если вы нашли полезное на сайте, можно поддержать проект для дальнейшего наполнения интересной информацией, развития.
Галина Парусова Domitalia