Расширить информацию о стране легче, если посетить ее периферию, понаблюдать за жизнью там, сделать фото. Столица любой страны — иной мир, отличный от периферии. Выбрали для этой цели балтийский порт Палдиски. С Балтийского вокзала в Таллине туда ежечасно отправляются поезда, состоящие из нескольких вагонов. Дорога в город длится час. На станции Палдиски предусмотрительно вывесили карты с направлениями маршрутов. Хотели добраться до одного из двух маленьких островов, побродить там. Однако не вышло по причине очень жаркой погоды в этот день и наличия на нас одежды для другой, более низкой температуры. ;)Поэтому побродили пару часов и вернулись в Таллин.
В сторону островов идет главная дорога, по которой ходит и рейсовй автобус, соединяющий Палдиски с Таллином. В Эстонии любят украшать окружающее пространство крупными камнями и мощными стволами отживших свой век деревьев. Напротив станции в Палдиски вот такая каменная структура:
Железнодорожная станция сегодня не имеет даже будки, в которой может находиться кассир, продающий билет на поезд. Нерентабельно! В Эстонии каждый может зайти в вагон нужного поезда без билета, а потом купить его у кондуктора. Его стоимость будет выше на пару евро по сравнению с ценой проездного документа, если его приобрести на сайте железнодорожной компании Элрон.
Что интересно, при моей просьбе в кассе Таллина продать билет туда и обратно, было отказано в билете обратно. Потом догадалась, почему. Дело в том, что цена на то же направление, но на разное время может быть иной: выше или ниже. Так что, возвращаясь назад, обращайтесь к кассиру, кондуктору или на сайт! 😉
Вот перрон на железнодорожной станции:
Сразу обратили внимание на две церкви: Святого Георгия и Святого Николая. История в Палдиски рядом с туристом, предусмотрительно установленные таблички на английском и русском языках кратко поясняют, что и как. Удобно. Это не только в Палдиски, но и в Таллине.
История Палдиски связана с именем русского царя Петра I, решившего создать Балтийский порт, построить крепость. Сюда отправляли солдат и рабочих, нужных для строительства.
В первые десятиления XVIII века в Палдиски существовала церковь палаточного типа для солдат и рабочих. В 1728 году на её месте соорудили деревянную. Освятили в честь великомученника Георгия.
В 1784 — 1787 годах на месте деревянного храма выстроили церковь из известняка с башенным шпилем в стиле барокко. В жизни Палдиски это был период развития. Городок был уездным. Здесь много строили: церковь, новые здания, учреждения. Население прибывало. На стыке XVIII и XIX веков в Палдиски жили 500 человек. В 1802 году в палдиской православной церкви было 211 прихожан. Вот она сегодня:
Вход в храм Святого Георгия со стороны моря:
В 1820 году Палдиски утратил статус уездного города. Развитие застопорилось. Не было роста неселения.
Новым импульсом в жизни населенного пункта стало расширение железной дороги Санкт-Петербург — Таллин — Палдиски. В 1881 году население — 834 человека.
В 1818 году к приходу Святого Георгия присоединились островные эстонцы и шведы, принявшие православие.
В 1890 году в приходе насчитывали 206 человек. В 1933 году всего 121 человек относили себя к местному приходу. В 1939 году приход закрыли, жителей эвакуировали. Город стал советской военной базой. Имущество церкви передали в храм Иоанна Предтечи в Нымме.
Любопытное наблюдение на стенде об истории храма. Кто-то зачеркнул ссловосочетание «советская оккупация»:
Вот такая история у здания.
Чуть дальше находится храм Святого Николая.
У него своя история.
С 1769 года жители района Палдиски, посещающие церковь в Харью-Мадице, захотели слушать проповеди на немецком языке. Кроме того, им хотелось посещать церковь в близости от дома.
В начале XIX века началось создание проекта нового храма. Строительство церкви, названной в честь Святого Николая и царя Николая I, закончили в 1842 году, тогда же и освятили.
Трудная судьба у храма.
1940 год — приход, имущество эвакуировали в храм Спасителя в Нымме.
1942 год — все вернулось в Палдиски.
1944 год — снова в Нымме. С этого года остановка приходской жизни.
50 лет храм жил в качестве офицерского клуба, потом был складом.
Уникального органа больше нет, его деревянные части пустили на дрова в 1947 году. У церкви был колокол. Его судьба не известна с 1947 года.
1991 год — восстановлен приход.
1994 года — начало реставрации церкви, отремонтирована крыша, установлен новый крест.
1998 год — финны помогли отререставрировать церковный зал.
На фото видно, что и сегодня ремонтные работы продолжаются.
В городке много пятиэтажек. Многие из них в какой-то степени отремонтировали:
- установили одинаковые пластиковые окна,
- в подъездах закрывающиеся на код металлические двери,
- навесы над подъездными дверями,
- однотипная отделка балконов,
- обновление фасадов.
Есть школа, супермаркет кооп.
Однако общее впечатление от Палдински — депрессивный город в часе езды от Таллина. Спросила у местных, можно ли пройти к морю. Получила ответ, что нет, подходы к берегу огорожены.
Визитная карточка города — порт. Из него идут паромы в Швецию. Скорее всего именно порт дает жителям работу.
Жаль, что в день посещения Палдински вдруг неожиданно припекло солнце. Можно было ещё побродить по улочкам и открыть для себя что-то интересно о балтийском порте.
Галина Парусова Domitalia.ru