Брсеч в Ховатии — уютный городок или деревушка, расположенная на восточном побережье полуострова Истрия недалеко от автодороги из Риеки в Пулу, в 20 километрах от Волоско и Опатии. Поскольку Брсеч расположен на скалах, кажется, что он парит над Кварнерским заливом. Для заглавной фотографии в посте о Брсече выбрала ту, которая демонстрирует дом, в котором родился Евгений Кумичич. Дверь в дом открыта. Каждый может зайти и посмотреть обстановку. Посмотрела одну из комнат на первом этаже. Идеальная чистота и великолепный паркет!
Евгений Кумичич (11.01.1850 — 13.05.1904) — хорватский писатель и политик. Псевдоним — Jenio Sisolski.
Родился в Брсеч. Закончил среднюю школу в Риеке, начал изучать медицину в Праге. Потом переехал в Вену, где изучал историю, географию и философию. В Загребе работал учителем в средней школе. С 1884 года неоднократно избирался в хорватский парламент, где проявил себя как оратор и политик.
Городские ворота в Брсеч (фото ниже) — необходимая часть старинного поселения, благодаря которой после снижения военных рисков город открылся для прилегающих территорий на западе. Помимо первоначального средневекового входа, расположенного в северо-западной части городских стен, в XVII веке был устроен новый вход на западе с системой двойных дверей, между которыми расположен так называемый Преград — пространство, расположенное перед городом, поддерживается подпорными стенами и огорожено. Дверь, ведущая из Преграда в город, запиралась каждый день после молитвы Деве Марии, звона колоколов для вечерней молитвы.
За городскими воротами была городская лоджия, на которой располагались каменные сиденья для городских собраний, во время которых судьи выносили решения, а капитаны провозглашали новости. И пока в ложе шли серьезные дискуссии о будущем города и его жителей, в Преграде танцевали и веселились. Каждую субботу под звуки типичного хорватского духового инструмента, похожего на волынку, и духового инструмента, похожего на гобой, собирались жители Брсеча и окрестностей.
В день святого Аврелия в Брсеч приезжали также жители из других близлежащих населенных пунктов. Это были уникальные возможности для молоежи из разных мест Хорватии познакомиться и подружиться. Однако жители Брсеча заключали браки в самом узком местном сообществе. Что касается невест, приехавших из-за пределов Брсеча, они вопрошали: «Ki zna čigova je?!» («Кто знает, кто его отец?!»). Союзы, заключенные в Брсече, были крепчайшими. Даже до первой половины XX века в Брсече не было речи о разводах, но поговаривали: «Ča je zbrala to j’ uživala», поговорка, которая приравнивается к итальянской и русской: «Что посеешь, то и пожнешь».
Вид на городские ворота. Сегодня территория Брсеча выходит далеко за их предел.
Поближе.
Евгений Кумичич был первым, кто привнес французский натурализм в хорватскую литературу. Автор исторических романов также писал пьесы и романы на социальные темы. Герои его литературных произведений пережили всевозможные приключения, счастливые и несчастливые минуты. Тот, кто хочет знать, что представлял из себя Евгений Кумичич, должен прочитать некоторые из его романов о побережье: «Потрясающая свадьба», «Сирота», «За морем», «Теодора», пьеса «Сестры», очерк об Иване Тургеневе.
Памятник писателю расположен в холле между двумя арками на фото выше.
Брсеч буквально наполнен разными лестницами. На лестнице, ведущей в дом, красиво смотрятся вазоны с растениями. Подобное встречают туристы и в итальянских борго, Монтефоллонико, например.
Иногда лестница в Брсече — улочка или переулок.
Местные хорошо ориентирутся в тесном пространстве. 🙂 Впрочем приезжие тоже быстро разберутся. Брсеч можно обойти за пару часов, даже если внимательно присматриваться к старым постройкам.
Жители украшают Брсеч растениями.
Вазоны с зеленью освежают серое пространство домов.
Замечательно отреставрированный переулок.
Проход под домами сокращает расстояние.
Роскошная агава.
Пальме еще расти и расти. 😉
Небольшой парк в Брсеч с детской площадкой.
Еще одну площадку для детей и взрослых увидела по дороге к церкви Святой Марии Магдалины.
Церковь Святой Марии Магдалины. С площадки за церковью открываются виды на пляж в Брсеч.
Вид на пляж:
Поближе:
Табличка на фото ниже говорит, что двери ведут в маслобойню. Хорватия славится производством оливкового масла.
Зная, что у жителей Брсеча акведук появился только в 2008 году, рождается вопрос: каким образом на протяжении всей истории им удавалось удовлетворить эту важную человеческую потребность — без воды никуда. ;).
С момента основания деревни и до XIX века водоснабжение особо не менялось. Пруд, расположенный на плодородном поле Брсеч, использовали для водопоя скота, а также для нужд жителей. В летние периоды засухи воду брали из ручья, который бежит от деревни Мартина к морю и попадает на пляж. Кроме того использовали воду из колодцев, вырытых в скале и не пересыхающих в летний период. Воду, капавшую с крыш домов во время дождей, собирали в жестяные и деревянные емкости или в терракотовые горшки. Колодцы были построены в XIX веке сначала рядом с домами самых богатых жителей Брсеча.
Муниципальный колодец был построен в конце XIX века перед зданием школы Брсеч. Он сооружен благодаря государственным субсидиям и усилиям всей общины; он служил всем жителям, о чем свидетельствует надпись на хорватском языке, выгравированная на одном из двух колец колодца . С утверждением итальянской администрации в период между двумя войнами прошлого века надпись была удалена вместе с другими символами хорватской идентичности. Увы, так было. 🙁
Площадка с городским колодцем, окруженная жилым домом, школой и характерным зданием Машунарии, была местом встреч, где можно было услышать голоса и смех детей, романтические разговоры женщин и мужчин. Здесь договаривались о сделках, зарплате, вели деловые переговоры. Были и те, кто, предавшись безделью, вспомнил личные морские приключения.
И сегодня жители Брсеча охотно собираются на площади с колодцем.
Здание школы.
Табличка на хорватском, английском, итальянском языках. Сегодня хорватская молодежь в качестве иностранного предпочитает английский язык. Пожилые хорваты понимаю и говорят на итальянском. Наверно, поэтому итальянцы обожают Хорватию.
Табличка ниже относится к этому зданию.
Гугль перевел мне слово на табличке как машиностроение.
Современная школа:
Вот такая древняя калитка мне встретилась на прогулке по Брсеч.
На высоте 157 м над уровнем моря, на самой высокой точке города, расположена главная приходская церковь Святого Георгия. Площадь с церковью, колокольней и близлежащим замком составляла первоначальный центр города и до постройки городского колодца в XIX веке было главной площадью — местом встреч жителей Брсеча и окрестных населенных пунктов.
Постройка церкви Святого Георгия относятся к романскому периоду, когда она представляла собой однонефное здание с прямым пресвитерием, поэтому сегодняшний неф считается ее древнейшей частью. В XV веке была добавлена готическая многоугольная апсида, а церковь была расписана фресками, изображающими жизнь Христа. Фрагменты сохранились до наших дней, выполнены мастером Альбертом Костанца.
В XVII веке к нефу были пристроены две боковые часовни, придавшие церкви крестообразную форму. Пристройка часовен связана с деятельностью приходского священника Брсеча и каноника Мавровича, который в 1654 году привез в Брсеч кости святого Аврелия из Рима. Чтобы придать тому, что он доставил, самое достойное место, Маврович построил в часовне справа позолоченный деревянный алтарь, посвященный святому Аврелию, который сегодня считается одним из самых красивых образцов деревянной скульптуры XVII века на территории полуострова Истрия и Кварнерского залива. Оставшимся алтарям придали вид в стиле барокко и добавили деревянные скульптуры, посвященные святым, к которым люди обращались в молитвах.
Святой Георгий, покровитель Брсеча, занимал особое место в алтарях и в сердцах жителей. Хотя он был защитником от различных опасностей и напастей, с дохристианской эпохи Святой Георгий был связан прежде всего с началом весны, пробуждением природы, плодородием и богатыми урожаями. Чтобы воплотить эту древнюю идею, жители Брсеча каждый год в День Святого Георгия — 23 апреля — надевают на копье Святого ветку молодой, только что распустившейся липы.
Кардинал Йосип Угач (1924 — 1998) был похоронен в приходской церкви, в часовне Богоматери Розария. Монсеньор Угач был родом из Брсеча, на протяжении многих лет был прелатом ватиканской дипломатии, секретарем Конгрегации по евангелизации народов и, как великий патриот, внес особый вклад в международное признание Республики Хорватия.
Романская колокольня отделена от церкви и соединена с городскими стенами, что демонстрирует ее первоначальную функцию оборонительной и контрольной башни.
Хотя историческое здание замка Брсеч до сих пор не сохранилось в своем первозданном виде, место, где оно стояло изначально, и значение, которое оно имело в жизни города, помнят до сих пор. Название «Замок» первоначально относилось к крепости, которая была частью городских стен и располагалась в северо-западной части городских ворот.
Со временем название приобрело более широкий смысл, относясь к оборонительному комплексу, построенному рядом с крепостью. Таким образом, до XVII века Брсеч функционировал как крепость и убежище для жителей окрестностей. Поскольку в замке проживал и представитель феодального наместника, его функция носила еще и административный характер.
Замок насчитывает более 7 столетий истории Брсеча как феодального владения, владельцы которого переходили из рук в руки — патриархат Аквилеи, благородные семьи Дуино, Вальзее, Габсбурги и Монтекукколи. Представитель Пазинского княжества, в состав которого входил Брсеч, собирал в замке десятину от скота, зерно, вино и другие продукты.
Единственная часть замка, сохранившаяся до наших дней в первозданном виде, называется Кашча и включает в себя амбар, то есть помещение, где хранилась собранная феодальная дань.
В мирный период замок постепенно перестраивался и его наделяли новыми функциями. В 1868 году под замком было построено здание школы.
Во второй половине XIX века отец и брат писателя Евгения Кумичича выкупили замок у графов Пазина, снесли его и в 1873 году построили на месте замка собственный семейный дом, познакомив местную буржуазию с жилой культурой XIX века. В огороженном дворе нового дома также построили дровяную печь и колодец, которым часто пользовались их земляки, которые по этому поводу восклицали: «Пойдем в замок!». Поскольку замок до сих пор находится в частной собственности, посетить его невозможно.
Церковь Святого Креста расположена в непосредственной близости от стен и древнего северо-западного въезда в город. Она была построена позже других церквей и часовен прихода Брсеч, в 1727 году.
Внешний вид церкви прост: она имеет однонефное строение с цилиндрическим сводом и колокольней. Она выделяется среди других церквей своей ориентацией с севера на юг благодаря своему расположению на перекрестке дорог, ведущих из Брсеча в Поточину, к морю и церкви Святой Марии Магдалины. Интерьер церкви украшает деревянное распятие XVIII века высотой 2,5 метра, созданное тирольскими мастерами.
Во время последней реставрации церкви дубовую дверь украсил академический скульптор из Брсеча Любо де Карина, покрыв ее рельефом из медной пластины. Рельефная иллюстрация на двери церкви представляет библейскую тему древа жизни, тесно связанную с поклонением Святому Кресту.
Латинская надпись над входом в церковь: «Благодаря чистому благоговению и поклонению Святому Кресту эта церковь была воздвигнута».
Сегодня похороны жителей Брсеча начинаются в храме Святого Креста. Затем траурная процессия спускается на кладбище Святого Стефана.
Уже писала, что рядом с церковью можно снять апартаменты в вилле Инна.
Из разных мест Брсеча можно любоваться потрясающими видами на Адриатическое море, острова Хорватии, остров Црес в частности.
Вид на остров Црес с площадки у церкви Святой Марии Магдалины.
Брсеч в Хорватии — душевное место с историей.
Галина Парусова Domitalia