«ИГРЫ РАЗУМА», режиссёр — Рон Ховард, 2001 год

Главный герой фильма «Игры разума» — математик Джон Нэш. Первый кадр с героем показывает его отстранённым от остальных, закрытым (сомкнутые руки), чуть нервозным, что выражается в потирании рук. Еле уловимая загадочная улыбка демонстрирует, словно то, что говорят о великих математиках, относится непосредственно к Нэшу. Он не такой, как все. Странноватый тип, чудак, смотрящий на других свысока, проводящий много времени наедине с собой и математическими формулами. Пожалуй, именно эти его особенности так долго помогают скрывать развивающуюся шизофрению.

Уже в начале фильма во внутреннем диалоге с выдуманным другом Чарльзом видно, что Джону Нэшу свойственна замкнутость, которую он объясняет тем, что не любит людей. По его мнению, они ему платят тем же. Он вспоминает реплику своей учительницы, считающей, что у него «две порции мозгов и половинка сердца». Дисбаланс? Он отстранён от других аспирантов, не посещает семинары (Зачем? Семинары не способствуют творчеству), ему не удаётся написать и опубликовать ни одной статьи. Он буквально одержим желанием найти оригинальную идею, которая сделает его победителем.
igry_razuma
Прослеживается конкуренция с Мартином Хансоном, тоже подающим надежды математиком. В принципе их силы и заслуги равны, ведь Принстонский университет уже заметил это, разделив стипендию Карнеги между ними. Мартин и Джон пытаются соревноваться, «подкалывают» друг друга. Хотя в конце фильма выясняется, что Мартин всегда считал Нэша другом.

Видна навязчивая мысль Нэша о том, чего он должен достичь, что не может потерпеть неудачу. Его слабое место, на которое часто нажимают герои его иллюзий, — гений, особенный, исключительный, герой, солдат, спасший страну. Может быть, это мания величия? Хотя он и вправду гений в математике.
Удивительно, как неожиданно и легко получает Нэш ту самую искомую уникальную идею. Подсказки рядом, они буквально летают в воздухе. Бытие в виде простейшей ситуации в баре даёт идею, которую Нэш воплощает в теории управляющей динамики. Перед ним раскрываются блистательные перспективы.

Фильм порясающе снят. Иногда трудно понять, где явь, реальность, а где иллюзии, фантазии, воображение, а, значит, сон. И всё же режиссёр даёт маленькие подсказки зрителю: например, когда впервые в галлюцинациях Нэша появляется Марси, она резвится на зелёном газоне, она бегает, прыгает, кружится среди стаи голубей, клюющих что-то в траве, но они никак не реагируют на резкие движения девочки. У самого Нэша тоже возникает первое сознательное озарение о нереальности Марси, когда он вдруг замечает, что она не растёт. Это неестественно, это нереально: дети растут и развиваются физически, а Марси, словно застыла в одном возрасте, кстати, Чарльз и Уильям Парчер тоже.

Точкой на пути отстранения от шизофрении и мании преследования у Нэша становятся сомнения в реальности происходящего. В заброшенном домике во время диалога с Парчером Нэш активно пытается подобрать аргумент, чтобы продемонстрировать ему, что Уильям — иллюзия. Вот одна из попыток доказать: «Вы не числитесь в бюро.» На что Парчер парирует: «Странно, если было бы иначе.» Да, пока перевес на стороне Парчера и той иллюзорной легенды, которая живёт в разуме Нэша. Но зерно сомнения начинает прорастать.

Поворотным пунктом в жизни Нэша на пути отстранения от галлюцинаций становится разговор с доктором Роузеном в доме Алисии и Джона, когда Нэш признаёт свою болезнь и у него появляется желание решить задачу своего разума. Признание — великая вещь, это поворот к изменению, признаться — значит, отказаться от лжи самому себе, от иллюзий, что может измениться само собой. Поддерживает его жена Алисия, пытающаяся разъяснить мужу, как, в чём проявляется реальность. Очень важные слова Алисии: «То, что отличает сон от яви, помещено не в разуме, а в сердце.» Чувства — реальность. В этом заключается важная тема фильма, связанная с чувствами, любовью.

Преодолеть болезнь помогает пребывание среди людей, зарождающиеся, а потом крепнущие отношения. Для замкнутого Нэша являются прогрессом занятия со студентами в библиотеке, а потом и чтение лекций в университете. Это выход из скорлупы болезни. Развитие личности в её социальных связях.
Продолжение.
Галина Парусова Domitalia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *