Фильм «Игры разума» — продолжение

Начало. Ярко показан в фильме «Игры разума» любопытный психологический процесс, заключающийся в том, что если человек видит, замечает, наблюдает, признаёт собственную иллюзию, то она растворяется. Если точнее, со временем исчезает. Осознание, самосознание, самонаблюдение. Это показано в сцене, демонстрирующей встречу Джона и Мартина в Принстонском университете. Вдруг Нэш видит галлюцинацию с Чарльзом, отмахивается от неё газетой, в ходе разговора признаётся Мартину, что университет, старые привязанности помогут ему в преодолении иллюзий, которыми он страдает, снова переводит взгляд на Чарльза, и он, опустив голову, покидает дверной проём.

igry_razuma-игры разума

Проговариваемое вслух признание иллюзий, отделение от них, как результат — их растворение и исчезновение. А ведь как трудно признаться в болезни, слабости, несовершенстве! Это видно по тону голоса Нэша, по тому, как он строит предложения.

Импонируют моменты доброго смеха над собой и болезнью: вопрос к студентке после того, как к Нешу обращается незнакомый человек — «Вы видите его? Новые люди меня настораживают…» или в кабинете Мартина:
Мартин: «Господи Исусе!
Нэш: «Нет, не он, моя мания спасителя мира приняла другую форму.» Смех, отношение к себе с юмором — добрые вестники выздоровления.

Фильм «Игры разума» о развитии, о победе человеческого разума, силе, воле, об осознанности, о том, что в жизни становится гораздо больше сознательного, когда человек делает усилия, когда в его разуме рождается наблюдатель, умеющий отделить реальность от иллюзий, сон от яви.

Можно ли насовсем избавиться от иллюзий, воображения, грёз, галлюцинаций в случае Нэша? Он сам отвечает: «Галлюцинации не исчезли, они не исчезнут. Я научился не замечать их. Они идут рядом. Если не подкармливать грёзы и кошмары, то они тают. Они прошлое, которое преследует всех.»

Силой наполнен образ Алисии, жены Нэша. Она его поддержка, опора, она верит в чудо по преодолению шизофрении. Её любовь зрелая, способствующая развитию другого человека. Трудно ей, но она умеет говорить о своих чувствах, способна отделить от Джона болезнь и любить его таким, какой он есть. Нэш и сам в конце признаёт, что именно благодаря ей он есть.

Интересно наблюдать, как на протяжении картины меняются персонажи, играющие роль иллюзий: на лице сурового и порой агрессивного Уильяма Парчера появляется лёгкая улыбка, Марси всхлипывает и плачет, когда Нэш прощается с ней, взгляд Чарльза светлеет в тот момент, когда Джон объявляет, что диалогов больше не будет. Галлюцинации не исчезают, вон они, идут невдалеке или сидят на ступеньках, поджидая математика, просто Нэш, по его словам, «научился их не замечать, соблюдать умственную диету, а они решили плюнуть. »

На мой взгляд, образ шизофрении, тяжёлого психического заболевания, имеет в фильме «Игры разума» ещё один смысл: в жизни обычных людей встречается достаточное количество воображения, фантазий, представлений, выдумок, домысливаний, договариваний за других, которые приводят к искажённому восприятию реальной действительности. Диалоги Нэша с персонажами его галлюцинаций можно рассматривать как бесполезные неэффективные диалоги во внутреннем мире человека, которые стоит останавливать, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас, а не жить в выдуманном пространстве.

Если вы нашли полезное на сайте, можно поддержать проект для дальнейшего наполнения интересной информацией, развития.
Галина Парусова Domitalia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *