Фильм «Гараж» о конфликте

В конце прошлого года пересмотрела фильм «Гараж». Как далёк 1979 год. Люди внешне другие, хотя актёры, конечно, узнаваемы. Вроде бы смешной фильм. И во временном плане всего лишь короткий эпизод, которых тысячи в жизни. Конфликт, скандал, крики, слёзы, обиды, противостояния, интриги. Написала эссе по этому фильму. Взгляд на конфликтную историю с психологической точки зрения. Разделила на две части, публикую первую.

В переводе с латинского языка конфликт – столкновение. При этом сталкиваются противоположные интересы, взгляды, стремления, потребности. Встречается мнение, что конфликт – серьёзное разногласие, спор, приводящий к борьбе. Имеется и другое – разрешённый конфликт способствует изменениям. Рассмотрим конфликт на примере отечественного художественного фильма «Гараж», снятого в 1979 году режиссёром Эльдаром Рязановым по сценарию Э. Брагинского и Э. Рязанова. По сути фильм – одна крупная многочасовая сцена по решению главного вопроса, кто будет исключён из числа пайщиков гаражного кооператива. Рассмотрим её с точки зрения психологии конфликта.

Одна из составных частей конфликта – противоречие, проявившееся в фильме в противоположности интересов. Кроме того в картине члены гаражного кооператива разделились на две группы: исключённые изначально из числа пайщиков (четыре человека), поддержавшие их впоследствии (первой примкнула Малаева) и те, кого оставили среди членов кооператива на начало заседания. После потасовки по отбору ключей от двери изменяются стороны: к числу исключённых примыкают те, кто не одобряет такой ход дел. Противоборствующие стороны теперь практически равны.

Большинство участников проявляют активность в ходе заседания. Самые активные Хвостов, Аникеева, жена Гуськова, Сидорин, директор рынка Кушакова, тромбонист, жених, Малаева, Якубов, сын Милосердова, Марина, Наташа, профессор Смирновский.

В фильме отсутствует предконфликт, то есть латентный период, зритель видит собственно конфликт, предваряемый словами Сидорина о том, что «у нас остался маленький, но большой вопрос.» Собравшихся ставят перед фактом. Суть – через территорию, отведённую на гаражный кооператив, состоящий из 32 боксов и одного бокса под ремонт авто, должна пройти магистраль. Вследствие этого уменьшается количество боксов на 5 штук. Правление предлагает аннулировать бокс под ремонт. Но это мало облегчает ситуацию. Четыре человека должны быть исключены из гаражного кооператива. Правление использует манипулятивный ход «ссылка на авторитеты» – «всё согласовано с дирекцией и общественными организациями по охране животных» и исключает Хвостова, Гуськова, Фетисова, Якубова. Похоже, что эти люди ещё до собрания зарекомендовали себя в какой-то степени как «козлы отпущения». Можем предположить, что они застенчивые по характеру люди, не привыкшие к открытому противостоянию, достаточно вспомнить известную фразу из уст жены Гуськова – «как Гуськов, почему Гуськов» или «бесполезно» из уст Якубова на предложение Малаевой что-то делать против решения правления. Присутствует и формальный подход к выбору кандидатур на исключение. В частности в ходе разбирательств выясняется, что Якубов воевал, награждён, что было важно во времена СССР. А данный факт не учли при подборе кандидатур на исключение: не знали.

Предмет конфликта – место в гаражном кооперативе. Действия и чувства участников различны: гнев, агрессивное действие (жена Гуськова во время оглашения списка бросается к столу, выхватывает и рвёт списки), лирическое отступление (рассказ Фетисова о продаже деревенского дома с целью покупки машины), молчание, угроза (Фетисов: «Я до верхов дойду, я выведу вас на чистую воду»), наблюдение за другими, сосредоточение на себе и личных интересах (ветчина и курица, которые потекли, жених, рвущийся к невесте), волнение, нервозность, напряжение, тревога (кто-то постукивает пальцами, видно напряжённое ожидание на лицах многих), замечания за спиной выступающих, разговоры с обсуждением других (Карпухин и директор рынка обсуждают тему отцовства у сына Малаевой), демонстрационное удаление (директор рынка), обвинение (жена Гуськова директору рынка: «У вас бриллианты наворованные на ручке.», громкий протест, когда Хвостов стучит по столу, уход от конфликта (сон героя Э. Рязанова, беседы на личные темы между участниками заседания), попытка разобраться (Малаева: «Не совсем красиво получается»), оскорбления (Карпухин — Малаевой: «Отдай ключи, гадюка!»), переход на личности, крики, повышение голоса, претензии, агрессивные действия (хватают Малаеву, готовы обыскивать, толкаются, почти дерутся), приписывание плохого (Аникеева Хвостову: «Посмотрите, как у него глаза бегают», акцентирование внимания на своих заслугах: Аникеева рассказывает о том, как старалось правление на пользу кооператива.

Начало открытого конфликта – сцена, в которой Якубов заявляет о том, что в список включён Милосердов, не являющийся работником института, когда Хвостов ложится на стол президиума, когда Фетисов требует огласить список тех, кто включён в кооператив, но не работает в институте, когда Якубов заявляет, что только собрание имеет право решать, кто лишний в списке.

Далее происходит развитие конфликта. Оно напоминает волны. Видно, что в какие-то моменты конфликт стихает, но затем что-то происходит и конфликт продолжается. Например, когда выясняется, что директора рынка включили в протокол позднее, когда обнаруживают, что дверь заперта.

Продолжение эссе

Если вы нашли полезное на сайте, можно поддержать проект для дальнейшего наполнения интересной информацией, развития.

Галина Парусова Domitalia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *